В конце второй четверти в школе прошел информационный семинар для педагогов по теме «Роль психолого-педагогического сопровождения в организации учебно-воспитательной деятельности для детей с ОВЗ»
Цель семинара: осознание роли психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Актуализация проблемы обучения детей с ОВЗ с введением ФГОС ОВЗ и ФГОС умственной отсталости.
2. Работа с понятиями: «инклюзивное образование», "интегрированное обучение", "ребенок-инвалид", «ребенок с ОВЗ», "ребенок с умственной отсталостью", «психолого-педагогическое сопровождение».
3. Познакомиться с классификацией детей с ограниченными возможностями здоровья (ФЗ «Об образовании»).
4. Выявить общие проблемы детей с ОВЗ (работа в группах)
5. Познакомиться с организацией учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ.
6. Познакомить с мотивационными основами учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ.
7. Сформулировать эффективность нестандартных уроков для детей с ОВЗ.
8. Получить общие рекомендации при работе с детьми.
На сегодняшний день в нашей стране, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Вышли два основополагающих документа, на которые мы должны ориентироваться в своей деятельности:
1. ФГОС детей с ОВЗ
2. ФГОС для детей с умственной отсталостью
3. Закон об образовании
Педагоги, работая по группам с 1 статьей Закона об образовании, нашли некоторые определения из темы семинара. Затем в групповом обсуждении дали понятие остальным терминам, сравнили свою работу с приведенными понятиями в презентации.
На следующем этапе педагогам была представлена классификация детей с ОВЗ. Дальше педагоги в ходе групповой работы определили основные проблемы детей с ОВЗ.
Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.
Соответственно, субъектом сопровождения являются дети, их родители, учителя учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.
Сопровождение осуществляется следующими специалистами: социальный педагог, логопед, психолог и педагоги.
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психологических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
• оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;
• создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;
• своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;
• повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;
• изучение индивидуальных особенностей детей
Затем педагоги познакомились с этапами психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, а также даны рекомендации по выбору форм, методов и технологий в учебно-воспитательной деятельности с данными детьми.
ТЕМА: «РОЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ
ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Классификация детей с ОВЗ
Глухие;
Слабослышащие;
Позднооглохшие;
Слепые;
Слабовидящие;
С тяжелыми нарушениями речи;
С нарушениями опорно-двигательного аппарата;
С задержкой психического развития;
С расстройствами аутистического спектра;
Со сложными дефектами;
С умственной отсталостью.
Учебно-воспитательный процесс для детей с ОВЗ
-
- Психолого-педагогическая Мотивационные основы Нестандартные уроки
- коррекция УВ деятельности
- - психолого-педагогическая - мотивация успеха - урок-игра
- диагностика - мотивация интереса - КВН
- - психолого-педагогическое - личность учителя - экскурсия
- сопровождение - положительные - интегрированный
- - упражнения для коррекции эмоции урок
- ВПФ
Этапы психолого-педагогического сопровождения:
- Диагностический (первичная диагностика, выявление проблем)
- Поисковый (обсуждение способов решения проблем и определение специальных условий развития, обучения и воспитания ребенка)
- Консультативно-проективный (договор с родителями, составление адаптированной программы)
- Деятельностный (реализация программы)
- Рефлексивный (анализ реализации программы)
-
Общие психолого-педагогические рекомендации:
- Принимать ребенка таким, какой он есть.
- Как можно чаще общаться с ребенком.
- Избегать переутомления.
- Использовать упражнения на релаксацию.
- Не сравнивать ребенка с окружающими.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребёнка,
- он должен знать за что.
- Обращаться к ребенку по имени.
- Не предъявлять ребенку повышенных требований.
- Старайтесь делать замечания как можно реже.
- Оставаться спокойным в любой ситуации.
-
|