С 22 по 27 октября прошла методическая неделя по теме «Развитие УУД в урочной деятельности», целью которой было определить содержание и направления деятельности педагогов по развитию универсальных учебных действий в организации урочной деятельности.
Открылась Неделя практическим семинаром «Роль универсальных учебных действий в системе современного образования», на котором Сегринева Л. А. представила презентацию об универсальных учебных действиях.
Затем учителям была предложена практическая работа в группах. Они должны были рассмотреть таблицу, заполнить ее в соответствии с основными дидактическими требованиями, предъявляемыми к современному уроку. Это задание было достаточно простым, поэтому все справились хорошо.
Каждая группа сделала вывод, каким должен быть современный урок: - традиционный и современный уроки различаются, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке; - ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем; -учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
После этого было второе практическое задание: Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Учителя работали в 3 группах.
Каждая группа работала по отдельным этапам урока.
Главные выводы семинара:
-Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему.
-Развитие системы УУД осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
-В основе формирования УУД лежит «умение учиться».
-Формирование УУД способствует индивидуализации обучения.
-В образовательной практике происходит переход от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя.
-Появление стандарта второго поколения обусловлено требованиями времени, новыми целями, которые общество ставит перед образованием.
После семинара в течение недели учителя давали открытые уроки, на которых пытались показать методы, технологии, приемы формирования и развития УУД на разных этапах урока. Каждый, кто приходил на открытый урок, заполнял лист посещения, где в по ходу урока заполнял таблицу «Формирование УУД на разных этапах урока».
После каждого урока проходило коллективное обсуждение урока, какие УУД планировал развивать учитель и какие увидели присутствующие. Как отметили все педагоги, это было достаточно проблематичным, так как учителя основной школы еще не в полном мере владеют теоретическими знаниями по данному вопросу.
Завершилась методическая неделя круглым столом. Был представлен отчет о том, кто из педагогов провел открытый урок и по какому предмету. Затем был кратко проанализирован каждый урок. Высказывались учителя дававшие урок и присутствующие на уроке. После этого была представлена таблица, какие из личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД было легко увидеть на уроках, подсчитано их общее количество. И затем практическая работа в группах «Учимся определять и находить УУД, или о чем может рассказать мультик». Учителям было предложено просмотреть мультфильм «Чучело-Мяучело» и постараться найти в нем все виды УУД. Данный вид работы позволил включить всех педагогов в деятельность по нахождению и определению УУД в любом действии. Ведь одна из проблем в проведении Методической недели это то, что не все педагоги смогли посетить уроки коллег.
Завершилась работа на Круглом столе тем, что была определена долгосрочная работа в группах по каждому виду УУД.
Группы получили задания, по которому они будут работать в течение ноября.
После чего снова будет проведен семинар, на котором каждая группа представит свой вид УУД через презентацию и представит один из этапов урока, на котором можно будет увидеть формируемые УУД. |